- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Образовательная программа профессиональной переподготовки разработана в соответствии с методическими рекомендациями по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов, утвержденных министром образования и науки Д.В. Ливановым 22.01.2015 года N ДЛ-1/05вн.
Программа реализуется, с целью формирования у слушателей новых профессиональных компетенций для выполнения видов профессиональной деятельности в соответствии с Приказом от 18 ноября 2013 года N 682н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об утверждении профессионального стандарта «Психолог в социальной сфере».
Актуальность программы обусловлена тем, что на современном этапе наблюдается повышение невротизации населения, а также рост проблем в обучении и воспитании детей и подростков, в связи с чем задаются новые стратегические ориентиры в развитии системы консультирования и психотерапии.
Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки направлена на актуализацию и систематизации знаний в области основ консультирования и психотерапии, а также глубинно ориентированной психологии. Программа построена с учетом системно-деятельного подхода и принципов контекстного обучения.
Объём программы в полной мере соответствует требованиям приказа Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 года N 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (с изменениями на 15 ноября 2013 года). Количество часов, отводимых на изучение отдельных разделов программы, последовательность их изучение в случае необходимости можно изменять в пределах общего количества учебного времени. Программы теоретического и практического обучения необходимо систематически дополнять материалом о новом оборудовании и современных технологиях, исключать устаревшие сведения.
Перечень формируемых профессиональных компетенций в рамках выполнения видов профессиональной деятельности:Слушатель, освоивший программу, получит право на ведение нового вида профессиональной деятельности в сфере психологии и выполнять трудовые функции психолога.
Область профессиональной деятельности психологов включает решение комплексных задач в различных сферах жизни.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются психические процессы, свойства и состояния человека, ключевые компоненты психологического консультирования в психотерапии и глубинно ориентированной психологии, а также метода символдрамы.
Область профессиональной деятельности слушателя, прошедшего обучение по программе профессиональной переподготовки для выполнения нового вида профессиональной деятельности «Символдрама в аналитически-ориентированном консультировании», включает:
- формирование у слушателей о психических свойствах и состояниях, характеристик психических процессов в различных видах деятельности, выявление трудностей в обучении, нарушении и отклонении, психическом развитии, диагностика психических состояний, возникших в процессе развития и учебной деятельности, распространение информации о роли психических факторов в поддержании и сохранении психического и физического здоровья;
- формирование у слушателей представление о работе с бессознательным в символической форме с помощью психоаналитической терапии;
- представление и практические знания о символах, метафорах в работе с бессознательным в рамках психоанализа и психодинамической терапии;
- полное понимание понятия кататимно-имагинативной психотерапии.
Слушатель, успешно завершивший обучение по данной программе, должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
- знать и применять на практике в профессиональной деятельности основные принципы практической работы психолога, а также коррекционной работы в рамках психоаналитической и неопсихоаналитической парадигмы;
- уметь показать место и границы применимости метода символдрамы в системе работы практического психолога;
- пользоваться технологией и основными этапами коррекционного процесса в технике символдрамы;
- выявлять показания к использованию символдрамы;
- понимать процесс использования техники в системе коррекционной работы;
- применять в трудовой деятельности возможности сочетания символдрамы с другими техниками.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВыпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
ПК-1 Способен к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности.
ПК-4 Способен к проведению мероприятий по психологическому консультированию населения и трудовых коллективов.
УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки.
Квалификация:В системе образования профессия «Психолог» относится к 7 уровню квалификации.
Нормативную правовую основу разработки программы составляют:- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Минобрнауки РФ от 01 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (с изменениями и дополнениями);
- письмо Минобрнауки РФ № 06-735 от 09.10.2013 г. «О дополнительном профессиональном образовании» (вместе с Разъяснениями о законодательном и нормативном правовом обеспечении дополнительного профессионального образования).
При реализации различных методов и форм изучения материала курсов профессиональной переподготовки предусматриваются следующие виды самостоятельной работы:
- работа с учебно-методическими пособиями (конспектом лекций);
- работа с рекомендованной литературой, нормативно-правовыми документами;
- выполнение тестовых и практических заданий (текущий и промежуточный контроль);
- подготовка к итоговой аттестации.
Завершает обучение (профессиональной переподготовки) слушателей, сдача итогового экзамена в формате коллоквиума.
По результатам итоговой аттестации выдается диплом о профессиональной переподготовке установленного образца.
Целью реализации программы является: формирование профессиональных компетенций слушателей для последующей работы в качестве психолога.
Для достижения указанной цели слушатели программы должны обладать следующими профессиональными компетенциями:- знать основы общей и социальной психологии, психологии личности, дифференцированной психологии;
- обладать элементарными навыками использования методов психологической диагностики.
Рекомендуемый возрастной и образовательный уровеньПрограмма ориентирована на лиц, имеющих высшее образование, а также лиц, получающих высшее образование (медицинское, психологическое, социальное, педагогическое) независимо от возраста.
Форма обучения – очная.- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате освоения программы обучающийся должен приобрести следующие знания и умения:Обучающийся должен знать:- Историю и современное состояние теории и практики общей психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии развития и возрастной психологии и дифференцированной психологии.
- Историю и современное состояние теории и практики аналитически-ориентированное консультирования.
- Психологический состав базовых навыков аналитически-ориентированное консультирования.
- Особенности принимающего, эмпатичного и конгруэнтного профессионального общения.
- Основы общей и социальной психологии, психологии личности и практической психологи.
Обучающийся должен уметь:- Определять цели и задачи профессиональной деятельности психолога.
- Определять цели психологического консультирования.
- Поддерживать консультативный контакт.
- Пользоваться психодиагностическим инструментарием.
- Учитывать правовые и морально-этические аспекты психологического консультировании.
- Структурировать консультирование с учетом специфики осуществления его этапов.
Обучающиеся должны быть готовы к трудовой деятельности, которая включает в себя:- Определение цели и задач профессиональной деятельности психолога.
- Определение цели и задач консультирования.
- Терапевтический климат, поддержание консультативного контакта, перенос и контрперенос.
- Процедуры и техники консультирования.
- Специальные проблемы психологического консультирования
- ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Форма обучения:
- очная (сочетание теоретических и практических занятий);
Режим занятий:
- в соответствии с учебным планом.
Промежуточная аттестацияПроводится по результатам освоения каждого модуля в форме письменных работ, по критерию «аттестован»/«не аттестован».
Обучающийся считается аттестованным, если минимальное значение среднего балла по результатам выполнения всех работ, предусмотренных программой, соответствует оценке 3 (удовлетворительно).
Допуск к сдаче итогового экзамена осуществляется на основании положительного результата промежуточной аттестации.
Итоговая аттестацияОбучение завершается обязательной итоговой аттестацией в форме коллоквиума. Сдача коллоквиума входит в нормативный срок освоения программы. По результатам выполнения теоретической и практической частей выставляется общая итоговая оценка.