Психологическое консультирование — один из видов
психологической помощи , выделившийся из
психотерапии. Ориентировано на людей, попавших в сложную жизненную ситуацию или желающих улучшить качество жизни.
цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.
В целом, в психологическом консультировании большое внимание уделяется достижению состояния
психологического комфорта и
сохранению психического здоровья (как клиента, так и консультанта), а также особенно большое значение придаётся
повышению личной ответственности клиентов за ход их собственной жизни, и, в конечном счёте, — возможности
жить без помощи консультанта[6].
Мы предлагаем следующие виды психологического консультирования:
1. Индивидуальное консультирование. Предполагается работа с индивидуальными трудностями и состояниями клиента.
2. Семейное психологическое консультирование. Сюда относится консультирование семей, в том числе в добрачный период, в период развода, работа с проблемами детско-родительских отношений, а также отношений родственниками партнера.
3. Групповое психологическое консультирование — это сосредоточение на межличностной коммуникации и интерактивной обратной связи, а также применении различных методов, относящихся к принципу «здесь-и-сейчас»
Этические принципы, которые наш Центр применяет в психологической помощи в целом и психологического консультирования в частности:
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту — «целый комплекс профессионального поведения, направленного на то, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно». Специалисты Центра стараясь понять клиента, не осуждая его при этом, а также оказывать психологическую поддержку и помощь.
2. Ориентация психолога на нормы и ценности клиента — Наши психологи ориентируются на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить клиенту быть искренним и открытым. Отношения принятия ценностей клиента и их уважение являются не только возможностью выразить поддержку клиенту, но также позволяют повлиять в будущем на эти ценности, если они станут рассматриваться в процессе консультирования как препятствие для нормальной жизнедеятельности человека.
3. Запрет давать советы — у нас в Центре психолог, даже несмотря на свой профессиональный и жизненный опыт и знания, не может дать гарантированный совет клиенту. Мы считаем, что жизнь клиента и контекст её протекания уникальны и непредсказуемы и клиент является основным экспертом в своей собственной жизни, в то время как психолог обычно выступает как эксперт в других областях, в частности в способах выстраивания отношений с клиентом, а также в теории психологической помощи.
4. Анонимность — никакая информация, сообщённая клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие организации и другим лицам, в том числе родственникам или друзьям. Вместе с тем, существуют исключения, о которых психологи нашего Центра заранее предупреждают клиента и которые специально отмеченные в законодательстве нашей страны.
5. Разграничение личных и профессиональных отношений — это принцип-требование к консультанту, связанный с рядом психологических феноменов, влияющий на процесс психологической помощи. Например, известно, что на профессиональные отношения могут иметь сильное влияние отношения личные, в частности личные потребности и желания психолога влияют как на процесс психологической помощи, так и на самого клиента, а следовательно, могут препятствовать эффективному осуществлению психологической помощи.