Процент людей, которые принимают участие в психологических группах, возрастает во всем мире. У нас в стране это явление тоже довольно распространенное. Что вполне объяснимо, - жизнь в наше время требует переработки больших объемов информации, повышенной устойчивости к стрессу, умения адаптироваться к новым и не всегда благоприятным условиям социальной и природной окружающей среды. Между тем, подобно тому, как занятия спортом позволяют сохранять тело здоровым, так и работа над собственной психикой необходима для того, чтобы оставаться в хорошем психологическом тонусе. Элементы психологии также добавляют в самые разноплановые тренинговые программы. Практически ни один тренинг для взрослых не обходится без психологических упражнений или игр. Они решают как специализированные, так и общие задачи, связанные с развитием личности.
Групповой психологический тренинг является методом преднамеренных изменений человека, направленных на его личностное и профессиональное развитие через приобретение, анализ и переоценку им собственного жизненного опыта в процессе группового взаимодействия. При этом понятие «жизненный опыт» следует понимать в самом широком смысле. У каждого человека свой жизненный путь. Каждый из нас является носителем собственного опыта. Иными словами, человек как личность и профессионал в совокупности его представлений о себе и окружающем мире является результатом его личного опыта взаимодействия с этим миром. В тренинге создается возможность незамедлительного соотнесения полученной информации и деятельности, эмоционального проживания новых моделей поведения и связанных с ними результатов, что обеспечивается действием каналов обратной связи. Также психологический тренинг позволяет работать с личностью, затрагивая глубинные внутренние структуры, трудно поддающиеся коррекции другими методами. При этом хорошая работа опытного ведущего в личностно ориентированном психологическом тренинге заключается не столько в развитии личности, сколько в ее «пробуждении» и активизации. Нельзя изменить человека. Человек меняет себя сам, так или иначе, реагируя на ситуации и ощущение собственной успешности или не успешности в них. Можно в этот момент быть рядом с ним, создавать соответствующие условия и помогать ему. Психологический тренинг не просто позволяет выработать и проанализировать новый опыт, он ориентирует человека на «чувствование себя, своего "Я", дает возможность «прикоснуться» и частично осознать в себе то, что обычно спрятано. Мы очень мало знаем о чувствовании себя, чаще всего нас учат игнорировать или обесценивать его, хотя это чувствование является более важным, чем слух или зрение. Внутреннее чувство (чувствование себя) может функционировать так же естественно и давать непосредственное осознание.
Человек знает, что нужно другим: чаще улыбаться, разговаривать вежливо и т. п., но порой не знает, что действительно хочет он сам. Возможно, это плата за социализацию. Часто человек воспринимает себя лишь как «смутное представление на неопределенном фоне», и ему ничего не остается, кроме как размышлять о причинах своего беспокойства, тем более если с детства его отучали прислушиваться к себе, понимать себя и проявлять свои чувства. Развитие личности должно включать восстановление способности иметь и воспринимать внутренние сигналы, знать, что человеку нравится, а что нет, что хочется в настоящий момент, а что нежелательно, что приятно, а что не очень. Человек, не получающий этих сигналов изнутри, этих голосов своего истинного «Я», вынужден искать внешние опоры для руководства. Он управляет собой при помощи часов, правил, календарей, расписаний, планов и указаний других людей.
Психологический тренинг, Психологическая, тренинговая группа
представляют собой групповую форму работы над собой – со своим поведением, возможностями, ограничениями, правилами и проблемами. В нем участники учатся адекватно воспринимать себя, адаптироваться к условиям общества, развивать собственный потенциал и способности, взаимодействовать с окружающими.
Исходя из этого, их первоочередной задачей является – совершенствовать человека в плане социальной адаптации, коммуникативных навыков, привить личностные социально-полезные индивидуальные навыки. В связи с чем, приходить на них стоит лишь добровольно и с установкой «осознать-измениться». Вести работу над собой можно по очень многим направлениям. Выделяют следующие направления психологических тренингов:
«Я – Я» - направлены на изменение на уровне личности.
«Я – Другие» - предполагают изменения в межличностных отношениях. Участников поощряют к поиску данных, касающихся, например, воздействия их поведения на других, или манеры, в которой они общаются с другими людьми.
«Я – Группа» - ориентированы на изменение личности каждого участника как члена социального общества.
«Я – Организация» - сфокусированы на конкретном индивиде - члене большой организации. Рассматривается его опыт межличностного взаимодействия (общения) в условиях межгруппового соревнования, конфликта и кооперации.
«Я – Профессия» - ориентированы на субъекта конкретного вида деятельности – исследуют его чувства, стремления, жизненные ценности, которые он получает и реализует в условиях своей профессиональной деятельности.
Психосоматические группы
Причинами многих телесных недугов являются нерешенные психологические проблемы и не выраженные эмоции – сегодня это уже доказано. Болезни, которые возникают вследствие реакции на психические факторы, называют психосоматическими (от др.-греч. психо - «дух», «душа», «сознание» и греч. «soma» - тело). Чтобы избавиться от них, нужно одновременно лечить больное тело у врача - чтобы уменьшить проявление симптома, и душу у психолога или психотерапевта – чтобы решить психологические проблемы. Задача психолога - помочь проанализировать события, предшествующие заболеванию, и обучить психологическим техникам, которые облегчат состояние. Также необходимо выстроить новую стратегию, позволяющую принимать изменения, которые произойдут с исчезновением болезни. Во многих случаях коррекцию психосоматических болезней ведут в рамках групповой работы. Среди практических упражнений и техник в тренингах по теме психосоматики можно выделить: тематические апперцептивные тесты - исследуют движущие силы личности (внутренние конфликты, влечения, интересы, мотивы); рисуночные проективные тесты; опросники; телесно ориентированные техники и физические упражнения.