В программе семинара: Пути развития символдрамы. Использование образов как инструмента эмоционального прорабатывания глубинных конфликтов и личностных проблем. Взаимовлияние представляемых образов и реально переживаемых событий и явлений. Различные техники использования предметов в «концентративной психотерапии движением» (по А.Budjuhn), при составлении генограмм (по G.Klosinski), в песочной психотерапии (Sandplay по Dora Kalff), в сценотесте и тесте мира. Выбор личной темы для прорабатывания на семинаре. «Прошлое, настоящее, будущее». Знакомство с кататимными предметами. Выбор трех кататимных предметов по своей теме. Обсуждение выбора в группе. Протагонистский сеанс и его разбор. Упражнение в малых группах. Разбор упражнений в малых группах: работа с кататимными предметами; симовлика «Сосуда», ее использование в диагностике и психотерапии; символика различных кукол как переходных объектов. Протагонистский сеанс и его разбор. Упражнение в малых группах. Основные принципы работы с кататимными предметами: что можно использовать в качестве кататимных предметов; как отбирать, собирать и распологать кататимные предметы; последовательность этапов работы с кататимными предметами. Обсуждение возможных тем для работы: «Ситуация, в которой я сейчас нахожусь», «Как я себя сейчас чувствую», «Чего я хочу от будущего», «Мастерская будущего», «Кто я» (что я в себе принимаю, что отвергаю и чего я хочу), «Моя семья», «Генограмма», «Социальный атом», «Спираль», «прорабатывание актуальных проблем», работа без задания определенной темы. Разбор упражнений в малых группах: работа с кататимными предметами; симовлика «Разбитого сосуда»; символика различных животных; символика «Цепи»; символика «Яйца»; символика «Чаши», «Коробки», «Берестяного туяска»; символика «Зеркала». Работа с семьей. Работа с мужчиной и женщиной. Специальная техника работы с психосоматическими заболеваниями в группе. Основные техники работы с кататимными предметами: «дать образу раскрыться», «ассоциации»; «Поменяться ролями»; «Переструктурирование образа через новое расположение предметов»; «Накрыть или перевернуть некоторые предметы»; «Фокусировка на определенной теме»; «Рассказать историю про предмет»; «Редукция до главной темы».